Автор: Вероника Завьялова
…я помню как впервые увидела своего ребенка после первых родов. Через несколько часов в реанимации. Ребенка, которого врачи поторопили родиться. Создали условия непригодные для родов, грубо вмешались в процесс родов, а потом забрали у матери для “профилактического мониторинга”. Он лежал очень тихий, мой мальчик. Казалось, что он очень спокоен и сосредоточен. Смотрит куда-то в пространство, молчит, ручки прижаты к телу. Будто замер в ожидании. Было в этом что-то, что не вязалось со словами «новорожденный», «малыш»… Он выглядел очень взрослым… Этому позже нашлось слово – “оцепенение”. Оцепенение, в которое впадают живые существа в ситуации опасной для жизни. В оцепенение впадают и потерянные дитеныши млекопитающих, которых мать не может обогреть и защитить. Это стратегия выживания. В природе такие дитеныши чаще всего погибают, а человеческие дети живучие. Правда психологи говорят о травме рождения, о шоковой травме. Люди разучились сбрасывать оцепенение, чтобы сохранить физическое и психологическое здоровье…
- «Данные, полученные в самых разных областях науки, позволяют осознать, какая огромная роль принадлежит раннему опыту, и в особенности периоду, ближайшему к моменту рождения. Какого бы биологического вида это ни касалось, время сразу после рождения – это короткий, но критический период в жизни, последствия которого являются важными и через много лет для физического и душевного здоровья, для чувственно-эмоциональной сферы, для способности любить и делиться любовью.» М.Оден.
…Воскресенье… В субботу я была на приеме у частного гинеколога. Остался буквально один день для того, чтобы сделать вакуум – «легкий» вариант аборта. Мне не приходилось раньше принимать таких решений… Я сижу в очереди в убогой частной клинике, которая специализируется на быстрых абортах… Я не спала всю ночь. Я плачу третий день, как узнала о беременности. Плачу и про себя и вслух разговариваю со своим ребенком, уговаривая его уйти. Уговариваю уйти самому. Я не готова. Не готова снова встретиться лицом к лицу с тем страхом и травмами, оставшимися от первых родов. У меня уже есть один ребенок и кто будет заботиться о нем, если я не переживу второго раза… Я не готова рисковать. Рядом сидят несколько женщин. Они выглядят как героини классической литературы – «пропащими»… И только осознание этого контраста – я и они, помогает мне понять, что я не хочу, не могу сделать этот аборт. Тот не прожитый страх недостаточное основание для аборта. Я справлюсь. Я сильная. Я поняла, что привело меня туда… …я сбежала оттуда и… Я любила весь мир в тот день и многие дни спустя, преодолев и предотвратив то, что было бы непоправимо. Сколько женщин переступает эту черту только потому, что решают никогда больше не рожать после травматичного опыта предыдущих родов? Я рада, что мне не пришлось дойти до конца… Это не был свободный выбор, это был выбор продиктованный страхом. Я начала искать правду о родах, захотела вернуть себе свою способность рожать детей, наполняться любовью в родах, а не страхом, смешанным с радостью от выживания…
… … …
- «Этологи – ученые, наблюдающие поведение животных и людей, научили нас воспринимать взаимную привязанность матери и младенца как прототип всех остальных форм любви.», — говорит Мишель Оден.
Любовь материнская, отцовская, сыновняя, плотская, романтическая, платоническая, духовная, любовь к природе и матери-земле… О какой бы ипостаси любви мы не говорили, весь ее потенциал закладывается в рождении.
На поведение человека, безусловно, в большой степени влияет культурная среда, интеллект, сложная психо-эмоциональная система, не только гормональный баланс и инстинкты. Поэтому мы, например, чаще всего, не теряем связь с ребенком, не перестаем заботится о нем, в отличие от млекопитающих, в родовой процесс которых и связь с детёнышем грубо вмешались. Исследования в области эпигенетики, микробиологии, физиологии, других наук говорят, что так будет не всегда. Природа человека меняется.
“День, когда ты родился, был самым лучшим днем в моей жизни.”, — смогла сказать я своим детям, преодолевая полученные травмы. Но какие последствия того первого опыта еще предстоит пережить? Какие вопросы еще не заданы?
Что у нас отнимают вместе со способностью рожать своих детей, вместе со способностью наполняться и делиться любовью в рождении своих детей?..
Беларуская акушерка на международной конференции в защиту прав женщины в родах в 2015 году, задает вопросы:
«Если вы спросите женщин, как они чувствуют себя после родов, что они зачастую ответят вам? Я спросила. Вот их ответы:
- “Я чувствовала себя совершенно беспомощной… Никто не признавал за мной права говорить, чего я хочу и что чувствую, и никто не слушал, что я говорю”.
- “Я плакала, как ребенок, четыре дня после родов. Я умоляла мужа забрать меня оттуда (из больницы). “
- “Я чувствовала себя самым несчастным человеком в мире, как будто у меня украли что-то самое дорогое. Когда я выходила из больницы, я думала, что в следующий раз я лучше умру в своем доме, чем вернусь туда”.
- “Тюрьма для женщин, вот как я буду вспоминать это место.”
- “Медицинский персонал смотрел на меня как на сумасшедшую, они со мной разговаривали очень грубо, только потому, что я отказалась от некоторых бесполезных для меня процедур, которые они мне предложили.“
Итак, первый шаг для всех изменений в том, чтобы признать проблему.»
Женщины часто не хотят вспоминать свои роддомовские роды. Они хотят забыть. Они плачут, вдруг вспомнив. Они говорят о боли. Не о той боли, что ведет роды. О другой – о патологической: от болезненных осмотров, долгого лежания на спине, от стимуляций, от вмешательств. Они говорят о душевной боли. Они говорят об одиночестве и отсутствии поддержки. Они говорят об унижениях и оскорблениях. Они говорят о травматичном шоке, благодаря которому не помнят и не хотят вспоминать. Одна знакомая предложила яркий образ: «Как бы не прошло в роддоме, все равно чувствуешь себя выпотрошенной индейкой.» Если вспоминают хорошее – оно о заботе, которую получили от акушерки, которая оказалась способной проявить эту заботу. Как попить дали, за руку подержали, слово хорошее сказали, навестили после родов. Позаботились. Как о той акушерке, что смочила мои пересохшие губы в областном роддоме. Ее фамилия Малевич. Я не знаю ее имени.
Роды – не только физиологический процесс.
Роды – событие сексуальной жизни.
Половой акт, роды и лактация – события, которым сопутствует одинаковый гормональный фон, в них воспроизводятся схожие модели поведения. Современные физиологи рассматривают сексуальность как единое целое.
«Целостный взгляд на все события сексуальной жизни, вытекающий из данных современной биологии, диктует некоторые практические выводы», — пишет М.Оден в книге «Научное познание любви». «Становится понятно, почему рутинное вмешательство среды в какой-либо эпизод сексуальной жизни сказывается на всей нашей сексуальности в целом – на культурном уровне. Такой целостный подход также помогает объяснить данные антропологии, из которых следует, что в тех обществах, где половая жизнь находится под строгим контролем, женщины рожают труднее.»
Практические выводы от понимания того, что роды – событие сексуальной жизни, заключаются и в том, что грубое вмешательство в них причиняет травмы сходные с травмой от сексуального насилия.
«Самые частые жалобы женщин по всему миру касательно их опыта родов в больнице:
— прямое физическое насилие (да, это в т.ч., грубые болезненные гинекологические осмотры, к которым принуждают так часто, как сами считают нужным. И не реагируют на ваш протест о ваших чувствах и ощущениях.),
— унижение и словесные оскорбления,
— принудительные медицинские процедуры и манипуляции (амниотомия, эпизиотомия в родах без вашего на то согласия, обязательный перечень обследований в беременности, к которому склоняют в жк),
— отсутствие конфиденциальности (например, когда вы без трусов лежите в кресле, и от вас не зависит кто и как часто входит и выходит),
— сильное вторжение в личную жизнь и личное пространство.
Матери характеризуют помощь, которую им оказывали в родах, как «варварская», «инвазивная», «ужасная», «бесчеловечная».», — Роды: раздел территорий. Катя Локшина.
Психологи, работающие с психологическими травмами, полученными при изнасиловании, и травмами, полученными женщинами в родах, говорят, что часто работают с преодолением этих травм, используя одни и те же протоколы. С этого нередко начинается материнство…
…я пишу женскую историю. Женская история — без войн, политических движений, революций. О чем эта история? О медицинских процессах, объектом которых мы являемся? Или о любви, об эволюции, о возвращении себе своей способности рожать детей, продолжать и развивать род человеческий?
05 мая – Международный день акушерки. «Где моя акушерка?» — спрашивают участницы одноименного американского движения в защиту прав женщины на выбор обстоятельств своих родов.
«В родах можно ощущать радость, свободу, освобождение и веселье. Давайте дадим это своим детям!» — говорят герои фильма Тони Харман «Свобода в родах».
06 мая в честь Международного дня акушерки очередной показ фильма «Свобода в родах»
на встрече участников группы Ла Лече Лига Беларусь .
Ла Лече Лига — международная организация мам-волонтеров по всему миру, которая помогает друг другу находить информацию о грудном вскармливании и осознанном родительстве.
- Роды не женское дело?! : Открытое письмо Светлане Алексиевич. — Международный день акушерки 05 мая 2016 года
- Часть 1. Образ матери в родах.
- Часть 2. Какой опыт в беременности и родах получали наши бабушки-пробабушки?
- …
- Часть 4. Роды — женское дело. Продолжение…
Фото: Картина Алекса Грея AlexGrey.com